Прошло 7 месяцев с выборов губернатора. За это время не случилось главного, на что всерьез рассчитывали петербуржцы. Город так и не почувствовал благожелательного внимания российской власти к своим проблемам. В результате все начинания городской власти, направленные на развитие города, могут остаться лишь начинаниями, ведь для реализации большинства петербургских проектов необходим российский размах.
Новая власть в Петербурге пытается создать условия для устойчивого развития города. Это очевидно. Предпринимаются активные попытки найти источники развития Петербурга внутри самого мегаполиса. Озвучено желание осуществить целый ряд перспективных проектов: восстановление зданий-памятников, передача памятников в частные руки, идут разговоры о большом порте, о северном скоростном диаметре, о достройке дамбы, о расположении на дамбе причалов…
Тем не менее, до сих пор эти разрозненные проекты и планы не выстроились в цельную программу комплексного развития Петербурга. И это не вина нынешней администрации, а ее беда. Поскольку комплексное развитие Санкт-Петербурга – это российский проект. Причем, не рассчитанный на российский бюджет. Речь не о выклянчивании дополнительного финансирования. Наоборот, это проект доходов в российский бюджет. Достаточно только показать инвестору, что петербургскими проектами занимается российская власть, что в них заинтересована вся страна, а не только Петербург.
И вот именно этого сейчас не происходит. Нет никакого публичного органа российской власти, который бы постоянно занимался Санкт-Петербургом, как проектом. Занимаются Москвой, Чечней, но, несмотря на все разговоры про «питерцев у власти», городом, как источником развития России, российская власть не занимается.
А ведь это было программой на выборах губернатора города. Выбирая губернатора, город выбирал возможности команды президента. А сегодня, губернатор и ее власть брошены российским правительством. Причем, еще раз повторяю, это не вопрос денег в бюджет Петербурга. Нужны серьезные российские проекты на федеральном уровне. Потому что Санкт-Петербург — это точка роста России.
Вот конкретный пример: для того, чтобы перенести петербургский порт и дать ему толчок развития на новом месте, необходимы инвестиции. Их порядок — 3 миллиарда долларов. 3 миллиарда с инвестора берется исключительно под политическую гарантию страны, а не города. Поэтому страна должна выставить этот проект миру на показ, а никак не город. Город не может, не имеет права этого делать.
Далее: проекты сохранения культурного наследия, памятников Петербурга. Вопрос о возможной продаже памятников, который поднимается в последнее время – очень своевременный актуальный. Но если мы говорим о привлечении средств на их восстановление – это опять миллиарды долларов. И здесь тоже нужны гарантии страны, что эти здания-памятники – национальное наследие — действительно передаются в частные руки, и законы действительно будут исполняться. Это опять решение и гарантии федеральной власти, точно так же как и программа сохранения культурного наследия, которую Россия обязана представить Юнеско. Венецию сохраняет Италия, а не мэрия Венеции.
Почему же российская власть не идет на перечисленные шаги, требующие лишь политической воли, демонстрации серьезности намерений, принятия решений? Причина только в одном — в непонимании.
Еще один пример: туризм. Даже при резонансе от празднования 300-летия, самые оптимистические прогнозы говорят лишь о 30% увеличении потока туристов в наш город в этом сезоне. Но о туризме в Петербурге мы можем всерьез рассуждать только тогда, когда будет пяти, а то и десятикратное увеличение нынешнего потока. И этого можно добиться, если вовремя принимать правильные решения на необходимом уровне. Есть простое предложение, которое до сих пор не проходит: разрешить в Санкт-Петербурге в порту и аэропорту на границе давать семидневные визы для жителей Евросоюза. Для этого не надо денег из бюджета страны. Это простое решение, которое резко увеличивает количество деловых и туристических поездок в наш город. Это не только толчок развития деловой жизни города, но и всей страны в целом.
Что мешает принять, наконец, это решение? Только отсутствие комплексного подхода и понимания, что Санкт-Петербург – весь, целиком, со своим туризмом и памятниками, промышленностью и наукой, образованием и бизнесом – это российский проект, это проект развития страны, интеграции ее в Европу. Такое понимание есть у нынешнего губернатора, но полностью отсутствует у нынешнего правительства России и у президентского окружения. Несмотря на все анекдоты про «питерцев у власти».
Я считаю, что для того, чтобы проекты развития города, которые сегодня активно продвигает городская власть, начали работать в полную силу необходимо на федеральном уровне в ближайшие месяц-два создать специальный совет и дать ему поручение написать конкретную программу действий. Не стратегическую программу развития Санкт-Петербурга – она уже есть, а программу действий, и под контролем губернатора начать действовать.
Без этого невозможно запустить проекты, даже те, о которых сейчас много и громко говорится. Вот, скажем, решение о продаже зданий-памятников. В городе около 2400 особо ценных памятников, из которых 400 (музеи, театры, музейные фонды) надо оставить, а 2000 продать. Все верно. Но в списке на продажу — всего 15 зданий! Можно ли говорить, что проект запущен? Нет. Когда предлагается вместо 2000 только пятнадцать, это не похоже на серьезный проект. Это похоже на пробу, на которую не всякий собственник отважится. «А вдруг отберут?» А для реального запуска проекта нужно федеральное решение: снять мораторий на продажи зданий-памятников федерального значения. Сейчас продажи в массовом порядке невозможны до разграничения прав собственности на здания-памятники. Что это значит? Это значит, Москва отстаивает свои памятники. Но в Москве зданий-памятников федерального значения – минимум. Зато достаточно московских депутатов, чтобы блокировать положительное решение вопроса. А в это время Питер продолжает разрушаться.
Комплексное развитие города, на которое ориентируется нынешняя городская власть, состоится только в том случае, если Петербург получит реальную поддержку федеральных властей. Не деньги из бюджета, а перспективные решения и законодательную базу, чтобы двигаться дальше. Позитивно, что направление движения сегодняшней городской администрацией уже определено.
|